(4) Травление.
Исходный травильный раствор отливаю чуток и разбавляю водопроводной водой в 2-3 раза "на глаз".
Ранее я
уже писал что при травлении образуется плотный налет меди, который было трудно смывать, приходилось поддевать зубочисткой. А это не очень хорошо, т.к. легко повредить маску.
Так вот: при разбавленных растворах этот налет достаточно рыхлый и легко смывается струей воды (можно еще аккуратно пройтись мягкой кисточкой типа акварельной).
С кюветками для травления не заморачиваюсь - всякие баночки, а чаще всего просто коробка, проложенная пленкой или вообще бортики из подручного материала + п/э пакет
Деталь с маской можно аккуратненько промыть мыльной водой для обезжиривания и улучшения смачиваемости, особенно это важно на мелких деталях, на штриховке и т.п. Ну и затем обильно сполоснуть водой, но очень аккуратно.
Далее ложу детальку в кюветку, заливаю раствор.
Общее время травления - около 1 часа. Когда делал
первый кран, я неоправданно передерживал, получался грубый рисунок.
Через 15-20 минут достаю деталюшку и смываю слой меди, спустя час травления также достаю, смываю медь, смотрю насколько хорошо идет процесс и иногда дополнительно еще оставляю минут на 15. Иногда на этом этапе начинает отваливаться маска на мелких деталях, подкрашиваю при необходимости обычным маркером.
При наличии штриховок: после 40-50 минут травления вынимаю детальку, сушу, и линии штриховки закрашиваю, после чего продолжаю процесс.
По завершении процесса выглядит как-то вот так:
промываю хорошенько водой:
Вытравленные зоны на самом деле светло-серые, очень хорошо видны на фоне оставшейся маски. Но матовые, поэтому кажутся темными.
Остатки травления смываю с мылом старой зубной щеткой, лак/краски удаляю растворителями.
Кстати, интетесный момент: современные УФ-краски очень плохо смываются растворителями (а пару лет назад легко очищались ацетоном). Поэтому остатки маски счищаю шкуркой, заодно начищается слой металла и увеличивается контрастность рисунка.
Можно и зачернить впадины - я иногда использую средство для воронения. Чернить можно целиком готовую деталь, а потом пройтись сверху шкуркой.
Важное дополнение: еще до травления детальки лучше начищать вплоть до зеркального блеска, ибо во все царапинки попадает краска, которую оттуда уже не вымыть. А если требуется грубая поверхность, этого легко достичь при постобработке (выдержать в кислоте, пройтись грубой шкуркой и т.п.).
Как результат - получается чтото типа вот такого:
P.S. в данном кране я сделал тоненькие (1мм) верхние накладочки на шестерню. Ну просто вырезать такую тоненькую накладочку значительно дешевле чем толстенную шестерню, что существенно уменьшает негативные последствия от возможного брака травления. Ну и как в моем варианте - можно сделать несколько рисунков и выбрать более подходящий уже на готовом изделии
И никакой отсебятины, есть фото разобранного крана из Метромузея (опубликован в соответствующем каталоге), где также есть накладочка на шестерню, так что все исторически правдоподобно, вот та фотка:
Ну и все же следует отметить что процесс довольно сложный, особенно что касается получения мелкой детализации, т.ч. все что выше я понаписал еще не является детальной инструкцией. Будут и дополнения и изменения.
Пока же вот что получается, на сегодняшний день это лучшее чего удалось добиться
Конечно, еще не всем доволен, есть огрехи, до уровня мастеров средневековья ух как далеко... еще работать и работать
Ну и если у кого есть что добавить, поделиться опытом - буду только рад