Известно, что театр начинается с вешалки, а постройка арбалета-с подбора материала плечей
Собственно, идеей постройки очередного арба загорелся, после получения в дар (сиречь нудного выклянчивания) от механиков отработавших свое лопаток промышленного вакуумного насоса. Что они из себя представляют- 3 шт композитных пластин, 220х52мм, при толщине 6 мм. Поначалу думал, что пластины состоят из цельного массива углепластика, после шкурения торца был несказанно опечален- сабж представляет собой склейку углепластика и стекловолоконного композита- на прямоугольную пластину из стекляшки надет *чулок* из крбона, имхо для уменьшения износа. Еще из минусов-по одной из плоскостей пластины выфрезерованы поперечные проточки, глубиной 0.5 и шириной 2,5мм, что существенно ее (пластину) ослабляет.
Ну, коль скоро я потратил время и некоторое кол-во беленькой (пластины отдали *за пузырь*) придется использовать то что есть, заодно и посмотрим, как материал себя поведет
За основу направляющей и колодки взял квадратную трубу 25х25 нержавейка, хотел брать 20х20-ее не оказалось. Направляющая собрана из 2шт параллельных труб, колодка образована отрезками трубы, отходящими от направляющей под углом 45град. Вся конструкция напоминает латинскую Y, на концах развилки приварены (спасибо сварному) пластины 2мм с ввареными болтами м8 и м6 (каждого по штуке на пластину соответственно). Паз направляющей сделан достаточно широким, 6мм, просто промежуток между квадратными трубами. В нем монтируется двухдетальный СМ, выполненный из нержавейки толщиной 4мм. Также в этом пазу ходит бегунок-каретка трапецевидной изначально формы, сделанная из той же 4мм нержавейки. Для сведения трения на нет каретка катается на 6шт шарикоподшипников, две гуппы по 2 подшипника по верхней грани трубы, одна группа по нижней грани, расположены на углах равнобедренного треугольника. Паз направляющей обклеен изнутри тефлоновой лентой (опять же, спасибо механикам) для уменьшения трения боковых поверхностей бегунка об трубы.
Тетива запасовывается в отверстие каретки, от износа в этом месте защищена впрессованной в отверстие медной трубочкой 6мм, по обоим торцам которой сделана развртка пол 45град. (спасибо холодильщикам, у них оказалас спец.приспособа для таких операций)
Блочная система-2х роликовый полиспаст, ролики диаметром 40мм (спасибо токарию), на шарикоподшипниках. Сидят на нержавеющих болтах м6. Тетива-тросик 2мм.
Теперь о ТТХ:
Длина направляющей-470мм.
Общая длина железа-560мм.
Размах плеч без преднатяга-500мм
Усилие на замке-30кг без преднатяга, 40кг при выборке 10см тетивы (определялось подвешиванием гирь)
Ход тетивы- 250мм.
Общий вес железа-2,748кг.
Вес роликов с серьгами и крепежом-108гр каждый.
Вес каретки-86гр.
Немного мыслей и вопросы:
Для чего все затевалось- арбалет представляет собой *испытательный стенд* для проверки свойств материала плечей, как он поведет себя под нагрузкой, быстро ли начнет уставать и сядет, + хотелось выявить для себя плюсы и минусы арбалета с кареткой.
По плечам- мои теоретизирования
Как мне видится, то что пластины плечей представляют собой *бутерброд* из 2 композитов с разными свойствами- не настолько и плхо. Имеем 2 слоя углеволокна (хоть и не однонаправленное) работающих как раз в зонах растяжения и сжатия, между ними- стекловлокно (тоже не однонаправленное) выступающее в роли инертной прослойки- насколько я понимаю, средняя часть склейки несет меньшую нагрузку. Знающие-поправьте если не так! Ослабляющие пластину проточки поставил на *живот*, спинка цельная, имхо при таком раскладе вероятность поломки плеча меньше. Толщину\ширину пластинки к концам сгонять не стал, хотя плечи при взведении имеют неравномерный изгиб. Не хотелось нарушать цельности пакета, да и как мне кажется ни к чему это, при коротких и жестких плечах+полиспаст. (знающим просьба поправить если не прав!)
Полевые испытания плечи выдержали на *отлично*- подвешивал гири на 30кг, висело около 3 часов, остаточных деформаций не возникло. Также производилось 3 холостых выстрела с 30кг усилия на замке- плечи не получили видимых повреждений, лопнул тросик)
Насчет каретки- насколько я понимаю, подобное решение встречается восновном на матчевых арбалетах, снимает зависимость кучности арбалета от правильного расположения тетивы- даже при перекосе воздействие на стрелу будет единообразным. Также лично для меня такое решение представляется наиболее технологичным в плане исполнения- все детали см имеют одинаковую тощину, нет проблем с фрезеровкой сухаря. Из существенных минусов- достаточно большой (в моем случае просто чудовищный) *мертвый* вес каретки, которая отъедает чать энергии на разгон. Еще ее нужно тормозить
Насколько понял из фотографий матчевых аппаратов, бегунок делается очень маленьким и легким, но ходит в сложном пазу типа ласточкин хвост или подобное, мне для исполнения сложно.
Сведем плюсы:
Надеюсь (чисто теоретически) на высокую кучность за счет использования каретки.
Простота и быстрота изготовления (для меня), на железо потрачено не более 10-15 часов чистого времени.
За счет той же каретки будет проще сделать встроенный взводной механизм (как я его себе представляю)
Минусы:
Большой общий вес конструкции.
*Мертвый вес* каретки.
Тяжелые ролики.
Каретка рассверлена где только можно, следующий шаг по облегчению-только вырезать среднюю часть струной для ножовки (которые с алмазным или хз каким напылением),но боюсь потеряет в жесткости. Ролики еще не рассверливал, пока не берусь- вертикальный фрезер, в котором точно сверлил- на ремонте, а на обычном сверлильном- дырки получатся а не отверстия
Вот так, несколько сумбурно и многословно, очень хотелось бы услышать мнение знатоков, глаз уже *замылен*, а со стороны, как известно, видней! Не стесняемся, тычем пальцами))
ЗЫ. Принцип работы СМ и прочие нюансы будут понятны из фото. Фото будут завтра, сегодня нет возможности скинуть.