Приведу вам цитату одного известного товарища Флинта:
"Тезис #1: При прочих равных условиях (главное - при одинаковой толщине) амплитуда возмущений в короткой трубе меньше. В длинной соответственно больше.
Тезис #2: В тонкой трубе (при одинаковой длине) амплитуда возмущений больше. В толстой, соответственно, меньше.
Иными словами, толстый и короткий КУЧНЕЕ длинного и тонкого. И только потому, что максимальная амплитуда колебаний у него меньше, чем у длинного и тонкого.
Именно поэтому высокоточные стволы толстые.
Но вот не обязательно короткие .
И это не потому, что оружейники не знают прописных истин.
Проблема в другом, тоже очевидном факте.
Короче ствол - ниже начальная скорость / энергия пули.
Но слава богу не линейно.
Из моих собственных экспериментов с 308-м.
20-ти и 26-ти дюймовые стволы отличаются по длине на 30%.
Начальные скорости одинаковыми патронами - всего на 4%.
Заметили как я старательно обходил вопрос кучкования-пучкования тех самых колебаний?
Почему?
А вот почему.
Из вышесказанного мы понимаем что короткую трубу, закрепленную с одного конца (к рессиверу) будет болтать меньше. Физика однако .
Но вот вопрос, как его именно, заразу болтает-то?!
Если кратко, есть две теории.
Теория #1
Теория волновых гармонических (мать их разтуды ) колебаний, когда ствол в момент выстрела представляют эдакой синусоидой.
Если на срез ствола пришелся максимум колебаний волны, вы получаете худшую кучность.
Если узел колебаний - лучшую.
Изменяя навеску пороха мы можем влиять на смещение узла колебаний - "сладкой точки" к срезу ствола.
И не надо ради Христа ничего резать!
Этого можно добитьдя как на длинном так и на коротком стволах. Но не забываем Тезис #1. Максимальные возмущения на коротком по любому меньше. Попросту потому, что короткий ствол - более жесткая конфигурация.
Теория #2
Другая теория - теория продольных колебаний, когда "возмущение" пробегает от казны к срезу ствола, отражается бежит обратно к казне, отражается опять и т.д. Эта теория иногда обзывается OBT (Optimal Barrel Time). Здесь на форуме была дискуссия.
Так вот, если пуля покидает ствол в момент отражения волны возмущений от среза ствола мы получаем наихудшую кучность. Если в момент когда волна где-то посреди пути - наилучшую. Всего за время, пока пуля находится в стволе, волна делает 4-6 таких пробегов. Знамо дело, в зависимости, от калибра, заряда, пули, длины ствола и т.п.
И опять:
Изменяя навеску пороха мы можем влиять на изменение периода прохождения продольной волны и таким образом найти "сладкую точку".
Таким образом рождается
Тезис #3
"Сладкая точка" или оптимальная начальная скорость и соответствующая ей навеска пороха могут быть легко найдены экспериментальным путем и безо всякого конфликта теорий.
И где здесь правда (Теория #1 или 2), пока никто меня не убедил.
Но это и не важно.
Важно другое. Тезисы #1, 2 и 3 еще никто не отменял ."
https://forum.guns.ru/forummessage/2/359983.htmlЗдесь можн тоже почитать:
https://forum.guns.ru/forum/2/706059.html"М О Р А Л Ь
1. Короткий ствол в определенных приложениях (охота, тактическое оружие) имеет неоспоримые преимущества:
1.1. При прочих равных (одинаковый контур) кототкий ствол жестче длинного, а значит подвержен меньшим вибрационным колебаниям, а значит точнее.
1.2. Короткий ствол делает оружие более легким и лучше сбалансированным, что в вышеназванных приложениях имеет первостепенное значение.
1.3. Короткий ствол делает оружие более разворотистым, что в тех самых вышеназванных приложениях имеет не последнее значение.
1.4. При правильно подобранном более быстром порохе различия в начальных скоростях между длинным и коротким стволом можно в значительной степени снизить.
2. К недостаткам коротких стволов в сравнении с длинными следует отнести более узкие "полки" кучных зарядов и, соответственно, более сложную их тонкую настройку.
3. В определенных приложениях и спортивных дисциплинах, где вес и длина оружия не имеют значения или максимальный разрешенный в данном классе соревнований предел очень высок (скажем, F-Class, 10 кг) и увеличение веса является фактором, повышающим устойчивость оружия на упорах, а значительное увеличение длины ствола, до 28 и даже 32 дюймов, дает некоторый выигрыш в начальных скоростях. В этих случаях применение длинного толстого ствола более предпочтительно. "