Привет, друзья!
Давно не писал
Выхожу из подполья
Вот, наконец-то добил окончательно самый долгоиграющий проект, под кодовым названием "Матвей"
Сразу хочу выразить глубочайшую благодарность Котенку ГАВу, Гандурасу и Андрию за техническую помощь и моральную поддержку
Заказчик - совершенно нетипичный. Во-первых, не из зарубежья, ближнего или дальнего, а, как и я, из Беларуси. Во-вторых, не реконструктор, а коллекционер. В третиьих, поставил передо мной очень интересную творческую задачу. В четвертых, сверх оговоренной стоимости заказа профинансировал эксперимент по работе с оленим рогом. В пятых - помимо всего прочего, попросил составить на эту работу паспорт-аннотацию с кратенькой исторической справкой.
Итак, задача - дополнить (причем обоснованно) частную коллекцию средневекового оружия заказчика, потомка старинного рыцарского рода Великого княжества Литовского (далее ВКЛ), арбалетом конца 15-начала 16вв, который реально действительно мог быть в арсенале его предка, пртом чтобы он был одновременно типичен для указанного региона и периода, и в то же время - уникален
Вот выдержки из аннотации:
В качестве прототипа выбран арбалет выдающегося короля Венгрии и Чехии, легендарного Матвея Корвина, в настоящее время хранящийся в музее Метрополитен, Нью-Йорк.
Матвей I Корвин (Матьяш Хуньяди), первый ренессансный правитель Восточной Европы, при котором средневековое Венгерское королевство достигло пика своего могущества, возглавив крестовый поход на османскую империию, остановил турецкую экспансию на Балканах. Был покровителем художников и архитекторов, блеск его королевского двора притягивал к себе учёных, деятелей культуры, гуманистов и просто образованных людей со всей Европы, а библиотека Корвина стала крупнейшей на континенте. Благодаря браку Матвея Корвина с дочерью неаполитанского короля, Венгрия приобщилась к культуре итальянского Ренессанса. Подвластные города стали центрами Возрождения, а Венгрия стала оказывать значительное культурное влияние на ряд соседних государств, вплоть до ВКЛ и Польши. К концу своего правления Матьяш присоединил к своим владениям Австрию, Славонию, Штирию и Каринтию, ранее принадлежавшие Габсбургам, овладел Веной, ставшей его новой резиденцией, а также установил дипломатические связи с Русским государством великого князя Московского Ивана III.
Время правления Матьяша Корвина принято считать временем последнего возвышения независимого Венгерского королевства. В целом, Матьяш создал централизованное государство, создал "новую аристократию" из числа своих верных сторонников, в том числе из Польши и ВКЛ. В глазах современников Корвин заслужил славу «последнего рыцаря» средневековой Европы, в народной памяти о нём упоминалось как о «справедливом короле».
(У столь незаурядной исторической личности - не менее неезаурядный арбалет
)
Арбалет из коллекции музея Метрополитен весьма характерен для Венгрии, Австрии, Польши на рубеже 15-16вв.
Узнаваемая, весьма эргономичная форма ложи из твердого дерева, крепление ореха и дуги просмоленным шнуром, упоры для натяжного механизма - самсонова пояса или, что более вероятно, для кранекена (реечно-редукторного ворота). Необходимо отметить также прогрессивный для своего времени двухосный спусковой механизм - один из самых ранних зарегистрированных случаев этого типа, значительно облегчающий спуск.
Арбалет украшен традиционными накладками из оленьего рога с оригинальной рельефной резьбой в итальянском стиле с элементами геральдики, гербами, а также некоторыми национальными мотивами, характерными для Восточной Европы, включающих стилизованную цветочную лозу и гротескные головы драконов и химер.
Резные мотивы включают распространенные в иконографии пятнадцатого века сюжеты - св.Георгий с драконом, Пророки, Адам и Ева до и после грехопадения. Последние, несомненно, служат напоминанием о первородном грехе и, как следствие, о Memento Mori.
Деревяннная часть ложи со стороны цевья и в задней части украшена надрезанным и заполненым темной мастикой цветочным узором.
В данной реплике максимально сохранены все вышеуказанные особенности, как в техническом плане, так и в декоре.
Ложа арбалета выполнена из грушевого дерева, облицована костью и резным оленим рогом, тонирована и пропитана льняным маслом. Прорезаный в деревянной части орнамент заполнен черной мастикой по средневековому рецепту. Орех, его гнездо и пяточка на конце ложи - из лосиного рога. Лук откован из пружинной стали 60С2, на внутренней поверхности вытравлен девиз Заказчика "PRANA NOSTRVM VITA VITEM". Двухосный спусковой механизм изготовлен из стали 65Г. Все стальные детали закалены и состарены травлением.
Длина арбалета со стременем - 87см, длина ложи - 75см, длина дуги - 56см, рабочий ход тетивы - 9см, вес - 3,3кг
К отклонениям от оригинала относится следующее:
1. Роговая дуга оригинала заменена стальной, что вполне допустимо, поскольку в Италии стальной лук известен с 70-х гг 15в.
2. Для безопасности пользователя, (по просьбе Заказчика) добавлен предохранитель спускового механизма, отсутствующий на оригинале, но весьма распространенный на австрийских арбалетах с 90-х 15в.
3. В резном декоре герб короля и гербы Венгрии и дома Хуньяди заменены личным гербом Заказчика, а так же польским орлом и Погоней ВКЛ
4. В качестве упора под кранекен, вместо уникальных костяных выступов(своеобразные"жабры"), поставлен традиционный стальной стержень.
Арбалет укомплектован кранекеном (автор - Котенок ГАВ, еще раз - огромное ему спасибо), кивером (колчаном) для стрел из дерева, оклееного кабаньей шкурой и свиной кожей, а также дюжиной болтов с коваными наконечниками раазличного типа.
Вот парочка фотографий, пока то, что есть. На первом фото - так выглядел арбалет в начале сентября, остальные фотографии делал Гандурас на этой неделе, обещал немного попозже обработать еще несколько, подождем