Не шибко много времени займет создание лаборатории на письменном столе. Лист многослойной фанеры или кусок широкой ровной доски на которой можно закрепить дугу и зацеп, подложив предварительно бумагу (можно милиметровку). Дуга - например кусок сталистой проволоки D=4mm,L=250mm, зацеп - любой зажим (хоть "крокодил" с ламбрикена или биндер). Шкивы прекрасно точатся из плекса и подобной ерунды с помощью электродрели и надфиля, крепятся в жестяных кронштейнах припаяных к концам дуги. Для измерения усилий можно использовать хозяйственный динамометр или слепить самому из мягкой пружины. Весы можно аптекарские с разновесами или самопальные с набором монет. Тетива - шелковая нить. Стрелы - деревянные стерженьки с грузиком (проволока), центр тяжести там где положено. Этого на первый взгляд убогого оборудования вполне достаточно для дел серьезных. Далее все зависит от Вашего таланта экспериментатора, наблюдательности и фантазии.
Пример: 1.Тетива завязывается на простой лук, погибь дуги при натяге прорисовывается на бумаге, отстрел ведется сериями по 10 выстрелов стрелами разной массы (3 - 4 варианта достаточно), расстояние измеряется до точки падения (либо фиксируется точка попадания в портьеру), результаты заносятся в таблицу. 2.Тетива запасовывается на блочник, зацеп отодвигается, чтобы при натяге обеспечить первоначальную погибь дуги (считаем, не вдаваясь в подробности, что энергия запасенная дугой осталась прежней), те же серии выстрелов. Материала наработаете вагон за вечер и можно обрабатывать результаты. Сравниваются дальность, а значит начальная скорость, в разных вариантах , зависимость ее от соотношения масс стрела - дуга и т.д. и т.п.
Эксцентрики точатся из того же плекса, составные - клеятся или собираются на шпильках из канцелярских скрепок с помощью паяльника. Вариантов запасовок, установки подвижных и неподвижных шкивов, использования различных пружинящих элементов - не счесть. На стенде можно собрать любую мыслимую заморочку и измеряя ход и натяг, пользуясь одним комплектом стрел сравнивать варианты. Выводы будут железобетонные, при условии что эксперименты проведены "чисто".
Времени тратится немного, зато это дает опыт, решает многе воросы и может застраховать от грубых ошибок при проектировании очередной машины. Сочувствую автору одной из конструкций, представленной в мастерской и получившей много хвалебных отзывов за внушительный и добротный вид. Представляю сколько матюков было на испытаниях, ведь хорошо стрелять она просто неспособна и делает это наверняка с грохотом сцепливающихся товарных вагонов.
Успехов! konst
alske@yandex.ru