малость поясню слова
DAS-а. Хотя скорей всего вы уже это знаете - но чтобы быть увереными что понимаем друг друга.
в основном рабочим ходом называют растояние которое проходит тетива толкая стрелу. т.е. от натянутого состояни до спущенного.
В луке без всяких роликов/блоков длина тетивы между концами плеч постояна и этот рабочий ход зависит только от величины изгиба плеч. И если хочется большого хода - то надо увеличивать прогиб дуги (а это упирается в свойства материала и длину плеч).
При наличии роликов/блоков, тетива на концах плеч не закреплена жестко, а как бы "намотана" на ролик/блок, и при натяге она разматывается увеличивая длину тетивы между концами дуги. За счет этого удлинения, рабочий ход при том-же изгибе плеч уже получается заметно больше. А по закону сохранения энергии, раз ход больше - значит меньше усилие. Этот момент позволяет не увеличивая прогиба(размеров) дуги снять с неё большой рабочий ход.
В полиспасте (при обычных роликах через которые тетива просто трелюется) имеет значение лишь передаточное число полиспаста. Т.е. во сколько раз смещение конца плеча получается меньше величины оттяга тетивы. А это зависит от количества роликов в полиспасте (здесь про них
viewtopic.php?p=23737#23737 ). Тянем пока плечи не согнутся на их оптимальную величину, смотрим какой при этом вышел рабочий ход - делаем соответствующую направляющую. Если возьмем полиспаст который, например еще меньше смещает плечё при том же вытягивании тетивы, то опять же загнув плечи на ту-же их оптимальную величину, получим еще больший рабочий ход (и еще меньшее усилие на тетиве). Если будем тянуть на тот-же ход что первый раз - плечи окажутся недогнутыми, и будут работать неоптимально.
В блоках немного сложнее. Там не просто ролик, а как бы спареный. Две канавки. На каждую канавку тетива реально наматывается и закреплена. С одной канавки спускается часть тетивы которую натягиваем - так называемая "скоростная" часть тетивы и скоростная канавка. На вторую канавку намотана "силовая" часть тетивы, или чаще говорят силовые тросы, которые одним концом лежат в своей кнавке и другим закреплены за другой конец плеча (или просто за направляющую). Канавка соответственно зовется тоже силовая - силовая часть блока. Когда мы тянем скоростную тетиву, она крутит весь блок вместе с силовой канавкой. Та наматывает на себя силовой трос и как бы тянет за него конец плеча к другому концу (или к направляющей). За один оборот блок сколько то размотает с себя скоростной тетивы - это отразится на величину рабочего хода. И сколько-то намотает силового - это определит на сколько согнется плечё. Величина размотки/намотки тетив напрямую зависит от диаметра канавок. Скоростную обычно делают большой - чтобы много тетивы разматывалось при натяге и получался большой рабочий ход. Силовую канавку наоборот поменьше - чтобы плечи меньше гнулись и было проще под них подбирать материал и была меньше их длина. Также образуется некое передаточное число блока, которое показывает как блок передает движение тетивы по направляющей на плечи. И это передаточное число зависит от разницы в размерах между скоростной и силовой канавками. Также, что наверное
самое главное в блоках, их можно делать не ровно круглыми (с постояным радиусом во все стороны и постояным передат.числом), а с переменым радиусом, эксцентричными и т.п.. Это дает возможность получать переменное передаточное число. Подробней здесь можно посмотреть
viewtopic.php?t=2778 (если со статьи не догнали).
Но при этом получается что в каждый момент натяга, блок должен быть повернуть не абы как, а имено нужным радиусом в нужное место (на нужный угол), тогда на тетиве будет формироваться имено нужное в том месте натяжение. Есть определеный угол для спущенного положения, есть для натянутого. И от угла поворота также зависит насколько повернется силовая канавка - насколько она согнет плечё. Получается что каждый блок (точнее его силовая часть) заточена под строго конкретный изгиб плеча. Если плече не подходит блоку - то либо его гнуть будет неоптимально, либо блок будет недокручиваться/перекручиваться не формируя нужного положения радиусов.
И получается что блок как-бы заранее настроен на определенный рабочий ход и тетивы и плеча. это и есть его рабочий ход.
DAS писал(а):
Наматываемая на блок тетива - это 95 % рабочего хода
здесь Санек имел ввиду, что рабочий ход тетивы на 95% определяется тем, сколько тетивы размотается при натяге со скоростной канавки блока. и лишь 5% (а иногда и 0%) - от того насколько насколько согнутся сами плечи.
ну вот так примерно всё. Думаю теперь уже сами сможете догнать что на что аукнется при каких-то изменениях.