Диаметры дисков у полноценного Блока определяются тем, сколько тетивы надо намотать /размотать за определенный ход плеча и угол поворота блока - отдельная тема.
А размеры
просто роликов на полистпастных системах?
здесь угол поворота без разницы, тетива/трос просто кантуется через этот ролик и из очевидных требований к нему только: его масса, минимальное сопротивление работе тросов и нормальное (бережливое) отношение к самому тетиве/тросу.
И вот последнее напрямую связано с диаметром этого ролика, по крайне мере для металических тросиков это критично точно ... про этокак-то здесь говорили, но не помню уже где ...
Попытался найти более конкретный ответ на него, и пока только вот это :
********
... Конструкция троса (рис. 3) обозначается тремя цифрами, которые выражают, соответственно, число прядей, число проволок в пряди и число органических сердечников. Например, запись 6X37 + 1 ОС означает: шестипрядный трос, имеет по 37 проволок в пряди, с одним органическим сердечником. Конструкция троса определяет его гибкость, от которой зависят габариты и вес блоков и барабанов и которая наравне с прочностью служит основой для его выбора при изготовлении той или иной снасти. Чем больше число проволок в пряди и чем меньше их диаметр, тем более гибок трос.
Рис. 3. Характерные конструкции стальных тросов.
а - трос 1х19, б - 7х7, в - 7х19, г - 6х19 + 1 ОС, д - 6х37 + 1 ОС.
... Для изготовления снастей стоячего такелажа применяют жесткие тросы, которые при минимальных диаметре и весе имеют наибольшую прочность и не вытягиваются под нагрузкой. Для штуртросов первостепенную роль играет гибкость.
Тросы конструкции 1Х19 и 7Х7 очень жёсткие и применяются практически только для изготовления стоячего такелажа на яхтах. Трос 6Х7 + 1 ОС также может быть применен для изготовления стоячего такелажа, хотя он и менее прочен и вытягивается сильнее, чем ранее упомянутые тросы (из-за наличия органического сердечника). Для штуртроса этот трос малопригоден из-за недостаточной гибкости, что требует применения шкивов и блоков слишком большого диаметра (см. таблицу 1). Органический сердечник способствует сохранению смазки, препятствующей коррозии.
Трос 7X19 — наиболее прочный из гибких тросов. Он применяется при изготовлении штуртросов, для которых наряду с прочностью важна малая вытяжка под нагрузкой.
Трос 6Х19 + 1 ОС имеет органический сердечник. Он более гибкий и зластичный, чем трос 7X19, но сильнее вытягивается и деформируется под нагрузкой, ...
Трос 6Х37 + 1 ОС — очень гибкий, легко сплеснивается. Проволоки, составляющие его пряди, имеют малый диаметр, поэтому трос такой конструкции выпускается начиная с диаметра 5,5 мм. Трос сильно вытягивается и применяется для шкивов малого диаметра.
... Разрывная нагрузка штуртроса, предназначенного для поворота подвесных моторов, должна быть не менее 300 кг. Этому условию удовлетворяют тросы диаметром 2.5~3 мм. ... При переходе троса через блок его проволоки, помимо растяжения от нагрузки, получают дополнительные напряжения от изгиба, скручивания и смятия между проволоками. Лопнувшие от усталости и износа проволоки всегда находятся в месте касания троса о блок. ...
... Радиус канавки (кипа) шкива должен быть равен 1,05 радиуса троса. При более узком или широком кипе трос изнашивается быстрее. Кип шкива должен охватывать 130—150° поперечного сечения троса. ...
Таблица 1:
Значения диаметров шкивов блоков в зависимости от конструкции и диаметра троса
_________________________________________________
Конструкция ....| Диаметр шкива (кол-во диаметров троса)
Троса................|--------------------------------------------------
____________ | предпочтительный / критический
6Х7 + 1 ОС .....| .................... 42 / 28
6Х19 + 1 ОС ...| .................... 24 / 16
7Х19 ...............| .................... 24 / 16
6Х37 + 1 ОС ...| ................... 16 / 14
***********
взято отсюда
http://www.motolodka.ru/motors/domestic/du/du.htm
Основной вывод из всего этого - Что есть
Предпочитаемый диаметр блока для каждого троса, это диаметр, будучи согнутым на который трос может не просто работать, а работать долго и качествено.
Впридачу можно добавить что есть еще одно правило всех полиспастных систем - Чем больше диаметр используемых шкивов - тем больше КПД системы.
Таблица 1 как-то бедновата видами тросов - но тем не менее примерное представление дает. - что предпочитаемый диаметр блока это не 4-5 диаметров троса а 20-40.
Для метал.троса 3мм, блок например получается 3*~20 = 60 мм как минимум
.
И канавка (из того что нашлось): радиус дна значит вроде как 1,05 радиуса троса, потом подъем с небольшим расширением до чуть больше толщины троса, толщина бортика сверху 0,8мм.