Чернение стали "ржавым лаком".
Задался целью оксидировать/воронить детали арбалета, но способы описанные в "полезных мелочах" воплотить не удалось, т.к. нигде не нашел натриевой (да и никакой другой) селитры. Даже аммиачной. У нас теперь и удобрения с какими-то примесями делают, если чистый то только в мешках по полтонны
Зато нашел в оружейном магазине "ржавый лак" или по местному наречию "воронильную кислоту". Делал всё по инструкциям, что кто-то оставил на форуме Ганзов, огромное ему спасибо:
Цитата:
ПОШАГОВАЯ инструкция
1. Подготовка поверхности.
Очистить старое воронение.
Шлифовать поверхность шкурками номеров с 400 по 2500 до получения требуемой чистоты поверхности.
Полировать пастой ГОИ по желанию, но без фанатизма. т.к. покрытие дает легкую матовость.
2. Обезжиривание.
Обезжиривать варкой в растворе, на 1 литр чистой воды:
50 гр. Кальцинированной соды (продается в отделах бытовой химии),
50 гр. Гидрооксида .
6. Высушенную деталь намазать кисточкой ржавым лаком ТОНКИМ СЛОЕМ, стараясь не смыть ржавчину, полученную предшествующим покрытием. Удалить излишки той - же кистью (отжатой).
7. Далее сушка по п.5.
8. Варить в дистиллированной воде 10-30 минут до превращения слоя рыжего цвета в слой черного цвета.
9. Чистка стальной ватой. После варки образовался рыхлый черный налет. Необходимо счистить его стальной ватой номеров 00 или 000. Н а всех этапах касаться руками поверхности НЕЛЬЗЯ!!!! Иначе в этом месте рыжий слой так и останется после варки рыжим.
10. Пункты 4, 5, 6, 7, 8, 9 повторить не менее 5 раз в заданной последовательности до получения слоя требуемого цвета и фактуры.
11. Деталь прокипятить 5-10 минут в нейтральном или слабощелочном машинном масле при температуре 120-130 градусов. Кислотность масла проверять лакмусовым индикатором. Температуру масла замерять пирометром или жидкостным термометром со шкалой до 200 град. С. Оставить остывать в масле. Остывшую деталь достать, дать стечь маслу, протереть чистой обтирочной бумагой и использовать по назначению.
Правда обезжиривал вымачиванием в щелочном растворе с последующим натиранием ацетоном. И промасливал просто кисточкой.
До воронения:
Лак нанесён, металл заржавел, позже ржавчина покрыла равномерно всю поверхность:
Я сушил всегда сутки, так как свободное время только по вечерам, удобнее вечером поварил, ошлифовал, новый слой кислоты, и через часа два слой повторить..
Для очистки использовал стальную вату 00. Американцы советуют использовать 0000, но я оставил им их максимализм
Тут детали после первого слоя:
Второй слой:
Третий:
Четвёртый забыл сфотографировать, но вот пятый:
Три маленькие детали взину чернил только тремя слоями, ибо они внутри, особо красивыми их делать не обязательно. Цвет очень красибый, дымчато-черный (фотоаппарат как-то слишком светлым цвет показал..), и поверхность сохранила металлический блеск.
А вот так всё это выглядело после промасливания: