День добрый всем.
Я в эти выходные рещил сделать себе подарок – малость постругать для услады души
. Переделать заводской приклад «Скорпиона», который весьма неудобен.
А заодно решил я обратить внимание на то - КАК можно строгать приклад/ложе, чтобы это ложе получалось равномерно закругленным, а не угловато-квардратным (чего частенько приходится видеть у самодельщиков) .
Короче не поленился фотать побольше, повыделял важные моменты красным цветом и т.п.
На наилучшие рекомендацию и результат не претендую, но наберусь наглости всеж рекомендовать как вполне пригодную
Книжек «Как сделать ложу…» существует много, но во всех них обычно уже конечный вариант готовеньким показывают. Красиво всё. Но КАК это было сделано – обычно ни слова. Люди пытаются это повторить … а получается лишь «угловато-квадратнеько»…
Я попытаюсь заострить внимание именно на то КАК делать ложе, причем реально на коленке (на кухне), чтобы получались ровные и равномерные закругления – что как мне кажется хуже всего получается у начинающих.
Суть предлагаемого способа - это Резать сохраняя направляющие Грани.
Весь процесс более подробно можно глянуть здесь:
https://yadi.sk/d/qtmPJs3WexTgW Ну и кратенько по основным этапам с пояснениями:
1. рисуем
2. выпиливаем (помогая коронками, так как доска толстая-твердая, по малым радиусам пилка не хочет идти)
И снимаем заодно лишнее дерево, где это можно грубо делать
3. ставим грубо обтесанную заготовку «на железо», подгоняем её. И ориентируясь на железо чертим по заготовке центральную линию. И сверху и снизу. Линия может не совпасть с центром заготовки – но это не страшно, главное чтобы дерева с боков от линии оставалось достаточно для желаемой формы
Ориентируясь на нарисованную среднюю линию дорисовываем на «донышке» рукояти (на торце приклада и т.п.) желаемую форму сечения (овал и т.п.). Cнимаем заготовку. Теперь можно стругать.
4. начинаем выводить сечения рукояти и т.п. От начального прямоугольного сечения начинаем как-бы срезать углы. Чтобы снятие было ровным - делаем разметочку - показано красным. Снимаем дерево ориентируясь на эти красные линии.
!!!
основная фишка здесь – это не начинать сразу закруглять рукоять (или другие закругленные места ложа/приклада), а срезать ровными плоскостями, оставляя четкие ГРАНИ. Именно по этим Граням и контролируется ровность и направление закруглений. А по закругленной поверхности – ничего контролировать не получится (нет ориентиров для глаза) – и закругленность уйдет куда хочешь …
5. Потом, после срезки углов, (при необходимости) снимаем начальные плоскости (справа/слева, сверху/снизу) на нужную ширину/толщину. После срезанных углов это легче делать, чем по всей начальной ширине этих плоскостей.
Следим за Гранями! Не пытаемся их закруглять пока ширина/толщина везде не будет выведена во что надо.
Примечание: естественно при некотором навыке, линий красным так страшно не рисуется - но всеж они намечаются или держаться в уме. Здесь показаны больше для демонстрации. А вот центровые линии стоит чертить всегда и восстанавливать там где снимуться. Также надо иметь ввиду что большими/толстыми ломтями стругать не надо стараться - наоборот, стругать надо помаленьку, стружечка за стружечкой, короткими стежками. Тогда не будет ни нежданных сколов, ни нечаяных "переборов". В случаях сложного направления волокон, когда стружка стремится скалываться куда не надо, рекомендуется резать не вдоль или против волокон, а "сбоку". Тогда направление волокон не будет иметь значение. Но инструмент естественно для такого должен быть острым (это даже можно рассматривать как тест заточки. Если инструмент чисто без задиров режет волокна сбоку - то заточка нормальная).
6. лишь когда на всех ожидаемых закруглениях сделаны шаги 4 и 5, начинаем срезать там самые выпуклые грани. Так чтобы срезаемая плоскость в середине касалась нужного сечения (овала на донышке рукояти). Новые грани (более мелкие) уже можно больше и не срезать – они уже легко ровняются крупной наждачкой.
Спереди/сзади и справа/слева от начальных плоскостей (показано зеленым), стараемся сохранять полоску – для ориентира и контроля что не нарушаем форму.
7. разные прочие подгонялки подрезалки и т.п. Я сделал рукоять еще потоньше для удобства. Но все по тому-же принципу – снимаем плоскостями оставляя Грани и по этим граням контролируем общую форму, ровность, симметричность и прочее.
8. основная форма готова. Подрезаем рисунки, украшательства, мелкая доводка окружностей и подобного. Можно уже и не выводя строго грани. Не забываем что уже «второй уровень» граней легко снимается наждачкой и можно не замарачиваться на их вылизывание
9. шлифовка. Обычно тремя крупностями: начало с крупной №40-60 (фактически это доводка форм, а не шлифовка), потом средненькой №80 и в конце примерно №100. Можно и мельче - но я обычно на этом останавливаюсь. Потому что во первых вообще люблю малость бархатисто чтоб было под руками, во вторых - а нафиг ваще на прикладе зеркальная поверхность. Мочить и снова шлифовать - специально не делаю, потому как это получится само собой когда после морилки буду наводить тени/потертости
PS при шлифовке, там где требуется заровнять вмятины и т.п на больших довольно ровных участках (например где подушечка под щеку), нужно обязательно использовать наждачку на дощечке.
10. Насечка. Её решено сделать способом Набивки (как более легкую). Также намечено в итоге крыть приклад маслом (с воском) предварительно затонировав морилкой в желаемый цвет. С маслом можно применять только водную или спиртовую морилки (которые не создают пленки на дереве и не мешают впитываться маслу). Водная морилка вызывает набухание поверхности дерева и Набивка может "распрямится" и частично потерять свою форму. Поэтому предпочтительней использовать спиртовую морилку (которая не вызывает набухание дерева). Можно также (и даже более рекомендуется) делать Набивку после слоя подзасохшего масла. Но при набивке на темном фоне могут появится сколы (светлые пятна), которые потом по маслу уже не получиться подтонировать.
Спиртовой морилки найти не удалось, только водную, цвета Вишня и Тик. Но всеравно решено сделать набивку до масла и затонировать её уже готовой. Если что можно будет пройтись Набивкой еще раз после масла, если набивка сильно испортится от морилки.
Чтобы дерево было помягче, 1-й раз морим Вишней ДО набивки. Вылазит ворс от грубой наждачки. Малость подсушиваем и шлифуем ворс мелкой наждачкой. В результате от вишни почти ничего не остается
- но поверхность принимает почти окончательный вид. Пока дерево до конца заново не просохло - гвоздем с закругленным кончиком делаем набивку. Потребовалось на это 40 минут.
11. тонировка дерева. Обильно пропитываем (используя тампон) водной морилкой. Цвет Тик. ... и, как и ожидалось, дерево взбухло - набивка наполовину исчезла
, но всеж сохранилась .
Подсушиваем и легонько шлифуем лишь для "декоративных потертостей"(состариваем). И повторяем это пока не получаем желаемую насыщеность цвета (потребовалось две тонировки).
после окончательной тонировки и "состаривания", отлаживаем получше сохнуть, и можно будет крыть маслом (завтра).
PS под набивку рекомендуется границу участка с набивкой мелко прорезать/проколоть резаком, и наколачивать потом внутри этой границы. Замятости от пробойника в таком варианте никогда не уходят дальше границы-прокола и выглядит всё в итоге четче
12. Пропитка маслом затонированого дерева. Используем готовую покупную смесь масла и воска. Всего циклов Пропитка-впитывание делаем три (хотя визуально вроде хватило бы и одного-двух).
Первая пропитка, до боле-менее устойчивого слоя масла на поверхности, заняла минут 30. Впитывалось 0,5 часа. Впитывание после последней 1,5 часа.
Из-за наличия воска дерево после впитывания массы не липнет и не мажет, что позволяет сразу вести дальнейшие работы с прикладом.
Натирание сукном дает блеск (внизу справа до сучка)
Конечный вид
13. ну и Затыльник на торец приклада. Простой из железки толшиной 1,8 мм.
Шариком, на подкладке с отверстием, проминаем потай под шляпки двух шурупов, готовим в торце приклада посадочное место под эти вмятины, обрезаем/подгоняем размеры и изгиб. прикручиваем шурупами.
Затыльник еще нужно обработать/защитить от ржавления, прокладочку между ним и деревом организовать ... и можно вытравить рисунок/логотип/насечку и прочие украшательства
*******************************************************************************
Размеры приклада для колекции (величина клеток 2*2 см)
Использованные материалы/средства:
если сказанное кому-то полезно – буду рад.
Может быть даже статейкой стоит оформить по примеру Санька